Программа курса
Модуль 1. Классификация неисправностей, их диагностика и устранение
- Классификация неисправностей, вызвавших нештатную ситуацию.
- Аппаратные, программные (системные), сетевые неисправности.
- Неисправности, вызванные действиями пользователей.
- Неисправности в подсистеме безопасности.
- Документирование и фиксация изменений в системе.
- Сбор информации об аппаратных и программных компонентах компьютера.
- Методология поиска и решения неисправностей.
- Общие принципы диагностики и принятия решения.
- Анализ системной информации в терминале и журнальных файлах.
- Основные инструменты диагностики.
Что используем: ps, top, free, iostat, vmstat, sar, df, ping, traceroute, dig, nslookup, ss, netstat, ip, nmcli, nmap, tcpdump.
Модуль 2. Восстановление загрузки системы
- Восстановление нормальной загрузки системы на начальных стадиях загрузки.
- Исправление проблем, связанных с повреждением MBR- или EFI раздела.
- Исправление проблем, связанных с нарушениями в работе загрузчика GRUB2.
- Исправление проблем, связанных с ядром ОС.
- Восстановление загрузки системы и запуска системных служб на заключительных стадиях загрузки.
- Проверка наличия проблем при запуске системных служб и их исправление.
Что используем: testdisk, grub-install, update-grub, chroot, update-initramfs, fdisk.
Модуль 3. Устранение неполадок, связанных с установкой и обновлением программного обеспечения
- Проверка целостности установленного программного обеспечения.
- Восстановление целостности программных пакетов.
- Устранение проблем, возникающих при установке обновлений системы.
- Решение проблем с установленным ПО.
Что используем: last, systemd-tmpfiles, systemctl, journalctl, ulimit, sysctl, gostsum, afick, apt-get, dpkg.
Модуль 4. Устранение неполадок, связанных с устройствами хранения данных и файловыми системами
- Восстановление разделов диска.
- Исправление ситуации в случае отказа монтирования корневой файловой системы.
- Исправление ситуации в случае отказа монтирования некорневых файловых систем (/usr, /home и др.).
- Решение проблем, связанных с логическими томами (LVM).
- Решение проблем, связанных с нехваткой места.
- Замена неисправного дискового устройства.
- Решение проблем, связанных с потерей/удалением файлов и каталогов.
- Выявление причин и обстоятельств, приведших к потере данных.
- Восстановление файлов.
- Принятие мер по предотвращению возможности дальнейшей утери данных.
Что используем: testdisk, fsck, fdisk, tune2fs, lvm, badblocks, mount, umount, photorec, dd, tar, nc, rsync.
Модуль 5. Устранение неполадок, связанных с безопасностью ОС
- Восстановление потерянных паролей обычным пользователем и администратором.
- Устранение ошибок при входе пользователя.
- Решение проблем с настройками SUDO.
- Решение проблем, связанных с отсутствием доступа к файлам и каталогам.
- Решение проблем, связных с дискреционными правами доступа, в том числе ACL.
- Решение проблем, связных с мандатными правами доступа.
Модуль 6. Устранение неполадок, связанных с сетевыми неисправностями
- Выявление аппаратных проблем в работе сетевых интерфейсов и сетевых соединений.
- Устранение ошибок в настройках сетевых интерфейсов.
- Устранение ошибок в настройке маршрутизации.
- Устранение ошибок, связанных со службой доменных имен DNS.
- Выявление и устранение ошибок, связанных с недоступностью сетевых служб.
Что используем: ping, traceroute, dig, nslookup, ss, netstat, ip, nmcli, nmap, tcpdump, wireshark.