Поиск и устранение неисправностей в Astra Linux Special Edition 1.8 (AL-1806) – Программа курса

Программа курса

Модуль 1. Классификация неисправностей, их диагностика и устранение

  • Классификация неисправностей, вызвавших нештатную ситуацию.
  • Аппаратные, программные (системные), сетевые неисправности.
  • Неисправности, вызванные действиями пользователей.
  • Неисправности в подсистеме безопасности.
  • Документирование и фиксация изменений в системе.
  • Сбор информации об аппаратных и программных компонентах компьютера.
  • Методология поиска и решения неисправностей.
  • Общие принципы диагностики и принятия решения.
  • Анализ системной информации в терминале и журнальных файлах.
  • Основные инструменты диагностики.

Что используем: ps, top, free, iostat, vmstat, sar, df, ping, traceroute, dig, nslookup, ss, netstat, ip, nmcli, nmap, tcpdump.

Модуль 2. Восстановление загрузки системы

  • Восстановление нормальной загрузки системы на начальных стадиях загрузки.
  • Исправление проблем, связанных с повреждением MBR- или EFI раздела.
  • Исправление проблем, связанных с нарушениями в работе загрузчика GRUB2.
  • Исправление проблем, связанных с ядром ОС.
  • Восстановление загрузки системы и запуска системных служб на заключительных стадиях загрузки.
  • Проверка наличия проблем при запуске системных служб и их исправление.

Что используем: testdisk, grub-install, update-grub, chroot, update-initramfs, fdisk.

Модуль 3. Устранение неполадок, связанных с установкой и обновлением программного обеспечения

  • Проверка целостности установленного программного обеспечения.
  • Восстановление целостности программных пакетов.
  • Устранение проблем, возникающих при установке обновлений системы.
  • Решение проблем с установленным ПО.

Что используем: last, systemd-tmpfiles, systemctl, journalctl, ulimit, sysctl, gostsum, afick, apt-get, dpkg.

Модуль 4. Устранение неполадок, связанных с устройствами хранения данных и файловыми системами

  • Восстановление разделов диска.
  • Исправление ситуации в случае отказа монтирования корневой файловой системы.
  • Исправление ситуации в случае отказа монтирования некорневых файловых систем (/usr, /home и др.).
  • Решение проблем, связанных с логическими томами (LVM).
  • Решение проблем, связанных с нехваткой места.
  • Замена неисправного дискового устройства.
  • Решение проблем, связанных с потерей/удалением файлов и каталогов.
  • Выявление причин и обстоятельств, приведших к потере данных.
  • Восстановление файлов.
  • Принятие мер по предотвращению возможности дальнейшей утери данных.

Что используем: testdisk, fsck, fdisk, tune2fs, lvm, badblocks, mount, umount, photorec, dd, tar, nc, rsync.

Модуль 5. Устранение неполадок, связанных с безопасностью ОС

  • Восстановление потерянных паролей обычным пользователем и администратором.
  • Устранение ошибок при входе пользователя.
  • Решение проблем с настройками SUDO.
  • Решение проблем, связанных с отсутствием доступа к файлам и каталогам.
  • Решение проблем, связных с дискреционными правами доступа, в том числе ACL.
  • Решение проблем, связных с мандатными правами доступа.

Модуль 6. Устранение неполадок, связанных с сетевыми неисправностями

  • Выявление аппаратных проблем в работе сетевых интерфейсов и сетевых соединений.
  • Устранение ошибок в настройках сетевых интерфейсов.
  • Устранение ошибок в настройке маршрутизации.
  • Устранение ошибок, связанных со службой доменных имен DNS.
  • Выявление и устранение ошибок, связанных с недоступностью сетевых служб.

Что используем: ping, traceroute, dig, nslookup, ss, netstat, ip, nmcli, nmap, tcpdump, wireshark.